Мы хотели бы подчеркнуть, что предпосылкой каждой «хорошей» практической консультации должно являться наличие серьезного теоретического фундамента. И здесь уместно вспомнить высказывание Крута Левина: «Лучшая практика — это хорошая теория!». Именно так поступают в компании BABY TEDDY, по продаже детской одежды с торговой маркой - aziz bebe (одежда для детей и новорожденных). Все теоретические размышления начинаются с поиска следов. К теме нашей статьи подходит несколько понятий, которые являются почти синонимами: развитие — учение — изменение — перемена. Что касается этих слов, то «Майерс Лексикон 2012» оставляет понятия «изменение» и «перемена» без объяснения, а вот для слов «развитие» и «учение» на разъяснения не скупится. Так, с лексической точки зрения, под развитием понимается проходящий в соответствии с определенными закономерностями процесс, который описывает изменения вещей и явлений как следование друг за другом различных форм и состояний. При учении речь идет об усвоении знаний и сведений. Этот феномен содержит процесс, через который в течение времени опыт и понимание конструируются в определенные точки зрения, виды и формы поведения, которые определяются сознательностью и сознанием. Из этого становится совершенно очевидным, что изменение и перемена представляют собой общие принципы, которые характеризуются развитием и учением. Некоторые авторы предпосылают изменению ученье или объединяют изменение с ученьем. В противоположность этому, развитие подчеркивает системность совершаемых друг за другом шагов, которые означают дальнейшее продвижение вперед. При фокусировании на такое понимание напрашивается традиционный вопрос о «курице и яйце»: «Бытие определяет сознание или сознание определяет бытие?» Рассматривая вещи в системной перспективе, можно успешно обойти этот вопрос и утверждать, что оба эти измерения имеют большое значение и тесно взаимодействуют друг с другом. Кениг и Фольмер приводят шесть форм изменений, с которыми мы полностью согласны, и поэтому приводим их ниже. • Изменение личности и в ее окружении: личность может перейти из одной группы — в которой она себя ощущает некомфортно или даже беспокойно — в другую группу, где эти отрицательные факторы отсутствуют. • Изменение субъективного характера: с появлением конструктивизма мы знаем, что каждый человек видит свою окружающую среду целиком. Для того чтобы вообще иметь различные перспективы, требуются не только соответствующие точки зрения, но и способность занимать различные позиции, чтобы иметь различные способы восприятия (других людей и/или вещей). • Изменение правил системы: сосуществование людей функционирует на основе официальных и неофициальных правил. Правила декларируются и вводятся. Они могут также развиваться, так как против определенных процессов ничего нельзя возразить. Распознать и осознать правила (см. выше) — это важная предпосылка того, чтобы прийти к их переделке. • Изменение интерактивных структур: интерактивные структуры представляют собой комбинацию субъективных и коллективных понятий и правил. Они сохраняются и поддерживаются в «заколдованных кругах». Их разрушение связано, как правило, с сильным сопротивлением. • Изменения относительно направления и скорости: здесь, прежде всего, следует запомнить, что изменения всегда имеют либо ярко выраженные, либо скрытые цели. При появлении целей возникает напряжение для их достижения. Тем самым делается заявление о начале проведения процессов изменений, а затем об их ускорении. • Изменения окружающего мира системы, какими бы разными ни были возможности оказания влияния, изменения в окружающем мире системы изменяют саму систему. Переезд в новое здание с другой формой и расположением комнат изменяет формы поведения работающих в них людей. При этом субъективные точки зрения, конечно же, играют большую роль. При целостном (системном) рассмотрении изменений нельзя обойтись без классического различия (по Ватцлавику) изменений первого и второго порядка. Система может принимать различные состояния, это означает, что она изменяется по принципу первого порядка. Так, например, группа людей могла бы по-другому организовать и установить способы общения друг с другом. Изменение осталось бы на первом уровне. Иначе выглядит изменение второго порядка, согласно которому система осознает себя как таковую и совершенно по-новому играет эту роль. Изменения второго порядка — это квантовые скачки, ошеломляющие открытия или что-то в этом роде. Они становятся возможными благодаря рассмотрению и работе над системой из мета-перспективы. По материалам сайта: baby-teddy.ru
|